«Чувство преудивления…»
22 августа
0840, стартовали.
Пришли в Лешуконское. Ездили в магазины и проведать Татьяну Игнатьеву Понамореву, послушать про ее местное житье. Это фотография Татьяны Игнатьевны, 1940 год, Новодвинск.
1230, вышли из Лешуконского. Сегодня у нас небольшой переход в Нисогору.
1600 пришли в Малую Нисогору. Оставили карбасы на берегу, а сами перебрались на ночевку и отдых в Большую Нисогору в гости к Федору, Галине и Виталию …
Из раговора с Галиной: Пасха называется здесь Поползухой.
23 августа
Утро. Троицкая Церковь.
0928 стартовали из Малой Нисогоры. Пал способный ветерок. Идем под парусами.
1000, прекрасно бежим со скоростью до 8 км. От нечего делать учим терминологию и вяжем узлы.
1040, пришли в Заручей.
Гуляли по Заручью и в деревню Заозерье. Встретились там с Алексеем Николаевичем Морозовым. Смотрели Никольскую церковь, которую он и его сосед понемногу восстанавливают.
1200, вышли из Заозерья. Ветерок скис. Вспомнили, что Алексей Николаевич посоветовал способ, как просить ветра. Нужно вспомнить сорок плешивых по имени, отчеству и фамилии. Только чтобы обязательно живых.
1340, идем дальше. Ветерок прекрассный.
1353, обрядились парусом.
1534, проплываем Юрому. Решили не заходить сюда. Уже нагулялись в Заозерье. Сегодняшний выходной заключается в том, что нас несут попутные ветер и течение. Мы валяемся, едим, читаем, мечтаем. Очень довольны парусным вооружением карбаска, центровкой. Даже в бэйдевинд идет неплохо.
1630, ветерок начал скисать. Взялись вспоминиать плешивых и где-то к двадцатому, когда политики и артисты уже начали подходить к концу, ветерок ожил… Не даром говорят: «Лешукония — страна чудес и беззакония».
1700, встали на ночлег не доходя до Кисломы. Ветерок подвернул навстречу.
Вечером: мягкий дождь, уют палатки, тепло вчерашнено лета.
Ужин заканчивается бутылкой водки. Такое здесь правило после праведных трудов.
24 августа
0822, стартовали. Серо, влажно, прозрачно. Едем на веслах.
0940, наша с Галей смена. Почему-то всегда, как приходит наша очередь грести, начинает дуть правильный ветерок. Вот и сейчас пробуем лавироваться. Почти получается.
1030, пришли в Палугу. К ее красным угорам. Гуляем, смотоим сверху на реку, наш карбас и местные лодки. Деревянных зырянок почти не осталось. Здесь почти сплошные «казанки» да «прогрессы».
1200, вышли дальше.
1210, мимо пробежала гроза, задела краем, освежила, умыла дождиком.
1307, пришли в Азополье. Гуляли, слушали лекцию про знатливых жителей Мезени. Оказывается, если класть в гроб умершему мобильный телефон, то обязательно ломаный. Нормальные на том свете не работают. Век живи — век учись.
Слепой дождик.
Веселый трактор после дождя.
Домашний крест.
Детский конь.
1640, вышли из Азополья. Обрядились парусом. Наша с Галей вахта. Поветкрочка помогает.
1800, гроза. Не успели встать во время лагерем и поставить палатки. Пришлось ждать, когда гроза пройдет. Сгребли вещи в кучу, прикрылись тентом. Я честно проспал эти прекрассные полчаса. Так бы и ночевал под этим тентом.
Вести с верфи от Ильи Кривополенова: «В субботу нам закончили устанавливать арочное окно — стало красиво и светло. А сегодня мы начали готовить посадочные гнезда под вторую лестничную тетиву, продолжаем готовить доски для пола — выбирать шпунт под рейку. С утра продолжили гидроизоляцию сушила и ангара, сколько успели до дождя. Ну и потихоньку готовимся к холодам — запенили косяк новых дверей и окна.
25 августа
Утро. Пора мне цитировать спутникам Кастанеду и показывать фильм «Пегий пес, бегущий краем моря». Затем, что даже романтикам порой очень трудно объяснить, что полиэтилен, хоть он и горит, в кастер сувать не надо. Кастер не для того, чтобы мусор сжигать. Даже если вы окончательный атеист и реалист, позвольте хоть немного одушевить мир вокруг себя: реку, деревья, лодку, огонь. Или вот еще есть ужасная манера туристов: заливать кастер водой без причины. Попользовались огоньком и вылили воды, эх.
Толкушка для приготовления пищи для крупного рогатого скота с последующим его (скота) устрашением и оглушением: «Я тебе рога-то пообломаю». Найдена Шалевым Андреем Александовичем на реке Мезень на необитаемом острове на 88 км от Каменки 24 августа 2020 года во время страшной грозы с последовавшей дивной радугой.
0835, стартовали. Чуть проглядывает солнышко.
1045, из-за мелководья и изменения русла реки пропустили правильный полой на Погорелец. Пришлось вставать к острову, нести маленькую зырянку и переправляться к Погорельцу на этой былинке по очереди. Без потерь.
1340, пообедали и стартовали дальше. Путь к Кильцам лежит по замечательному рукотворному каналу.
1700, пришли в Кильцы. Здесь в Кильцах сохранились три улицы прекрасных огромных домов.
С хозяевами некоторых мы познакомились. Например, в этой махине живет Надежда, продавец магазина.
Оконный триптих.
Дверной диптих.
Крест на закате.
Охлупень или матица, завершающаяся коньком.
Видели дом известного мастера — строителя карбасов Александра Герасимовича Рассолова. Мастера давно уж нет, а заготовки для весел еще стоят, подпирают поветь.
Еще один карбас Ивана Герасимовича Рассолова. Размеры наибольшие 651 на 164 см. 1974 год постройки. Лежит и лежит на первом этаже озадка дома, ждет своего часа.
Вести с верфи: «Богдан продолжает заниматься установкой второй лестничной тетивы, закончил нижнее посадочное гнездо и практически доделал верхнее. Продолжили монтаж пола второго этажа — положили 3 ряда досок. Заготовили реек для продолжения укладки пола».
26 августа
0940, вышли из Кильцы.
1220, приятная, способнейшая поветерочка нам способствует. Путешествие подходит к концу. Идем из Кильцы в Кимжу.
1300, прошли переправу через Мезень. В этом году по простому, под берегом на веревках.
1425, начинаем заходить в Кимжу.
Устье речки не узнать, теперь она перекрыта банками, перекатами, с сильным встречным течением. Первые пару километров пришлось тащить лодку на веревке. Хорошо, что тепло и теплая вода. И ветер встречный подул и все против нас. Километров пять гребли против течения. Выходит, все прошлые дни плавания мы готовились пройти эти километры вверх по реке Кимжа.
1720, пришли в деревню. Вытащили лодки на берег.
Все плавание составило около 250 км.
Вести с верфи: «Богдан закончил гнезда для лестницы, начал выбирать паз для стыка верхней ступеньки и пола второго этажа. На втором этаже, не снижая темпа, положили ещё 3 ряда досок пола и остаток дня занимались заготовкой досок на завтра. Параллельно наводили порядок на верфи — становится все просторнее».
27 августа
Дела по устройству карбаса на зимовку мы закончили еще вчера. Сегодня до обеда у нас еще есть время разглядеть деревню. Пройти по берегу, по привычки рассматривая местные лодки.
Зырянка. Построена в Дорогорском пять лет назад Петровым Владимиром Юрьевичем из Дорогорского. Очень крепкая, коренастая зырянка. Я таких не помню в верховьях.
А эта уже металлическая. Вроде, повторяет форму, но на ходу тянет за собой воду. Мы видели вчера.
И наконец, вот этот позор.
Чтобы не завершать дневник на грустной ноте…
Фотографии Евгения Шкаруба и Андрея Шалева. Фото сверху — Алексея Морозова.
Вести с верфи: «Богдан окончательно установил тетивы первого лестничного пролёта, завтра будем размечать тетивы второго пролёта. Закончили герметизировать периметр сушила и ангар, аккурат хватило 12 кг мастики. Занимались заготовкой досок и реек для пола и уборкой — перетащили все железо с улицы в сушило».